Иванова Наталья Валерьевна
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 14911.maam.ru является пользователь МААМ Наталья Иванова (УИ №53705, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Ярцева Смоленской области «БУДЬТЕ ДОБРЫМИ, ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ Срок реализации: 1 год Возраст детей: 5 – 6 лет Автор проекта: Иванова Наталья Валерьевна, воспитатель, высшая категория
Ярцево - 2015 1.Пояснительная записка
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет». («Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.) Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”. Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”. В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Актуальность проекта. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры. В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности – любовь к родителям, ближним и Родине. Религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность. Призывает к умению прощать, терпеть, уступать. Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное. Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Условия возникновения и становления проекта. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом. Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве. Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество, Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи, как пословицы, так и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом. Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям. В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей – обычаи русского народа, нравы. Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, радость, приносящая бесценные плоды. Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности, сотрудничество с конно-спортивной школой «Серпантин» (конетерапия), возможность использования работы в практике других регионов. Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей. Мы рассчитываем, что все противоречия должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта. Теоретическая интерпретация. Теоретическими основаниями проекта являются следующие положения: 1. Теория развития способностей в детском возрасте, разработанная Л.Я. Венгером. Творческие способности проявляются в апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и детьми, процессе освоения новых способов действия, но самое главное в формировании замыслов и их реализации. 2.Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего игра, изобразительная, литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности. Нормативно-правовые документы:ФГОС ДО Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N273-ФЗ) Конвенция ООН о правах ребенка. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52). Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей». В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. В Требованиях к структуре образовательной программы ДО раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической. Проект групповой, годовой, информационно - познавательно - музыкально - ориентированный
Участники проекта: дети старшего возраста МБДОУ детского сада №7 и родители Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна Специалисты: музыкальный руководитель Жукова Елена Юрьевна Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: Воспитатель, музыкальный руководитель: - анкетирование родителей, беседы с детьми, экскурсии, игры, участие в духовно- нравственных мероприятиях - фронтальные, подгрупповые занятия; - индивидуальная работа. Роль родителей в реализации проекта: - Беседы со своим ребенком по основамдуховности народа и традиций, уклада жизни, а также об особенностях подготовки и проведения праздничных дней. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме. - участие родителей в православных праздниках; - участие в тематических выставках. Цель проекта: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям православной культуры; возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания; знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества. Задачи: Развивающие: - развивать интерес к изучению истории своей страны, своего края, нравственно-патриотические чувства; - развивать эмоционально-волевую сферу: культуру, духовный отклик; - развивать исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, музыкальные способности; - развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений. - развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать. Образовательные: - дать представления о святых, о том, как народ чтит их: в честь них воздвигают храмы, пишут иконы; - уточнить и расширить представления детей о семейных ценностях, на основе ознакомления с песнями, потешками, закличками, прибаутками времен их предков; - познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре. - формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его; - способствовать повышению значения семейных ценностей; - формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа; - познакомить с основамидуховности народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа; - познакомить с простейшими православными понятиями, связанными с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян; - формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь; - Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях. Воспитательные: - Воспитывать любовь и уважение к Отчизне, к родному краю: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа; - воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали; - учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим; - воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру; - воспитывать эмоционально-положительное отношение к верующим людям; - организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников духовных и нравственных чувств. - повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании. Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области: - Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей). - Речевое развитие (приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса, развитие всех компонентов устной речи детей). - Социально-коммуникативное (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми) - Физическое развитие (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности). - Художественно-эстетическое развитие (приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться). Основные принципы проекта. Принципы духовно-нравственного воспитания. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»). Гуманистическая направленность воспитания: отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). Принцип природосообразности: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. Принцип культуросообразности: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли). Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям); бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам; национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. Принципы отбора содержания образования. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью). Учет требований типовых программ. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей). Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления: - формирование потребности в здоровом образе жизни; - формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации; - эстетическое развитие детей; - сотрудничество семьи и ДОУ; - обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа. Духовно-нравственное воспитание дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное. Формы приобщения детей к культурному наследию: · предпраздничные посиделки; · посещение краеведческого музея; · детская благотворительность (ярмарки); · тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); · организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); · познавательные беседы; · творческая продуктивная и игровая деятельность детей; · экскурсии, целевые прогулки по улицам города; · посещение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» с родителями. Формы работы с родителями: · родительские собрания на духовно-нравственные темы; · «Домашние посиделки» для родителей; · открытые показы воспитательно-образовательного процесса; · вечера вопросов и ответов; · проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, ИКТ); · факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; · наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; · экскурсии; · посещение на дому; · совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; · помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы:
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов). 4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). 2.Содержание проекта 1 этап: организационный (подготовительный) 1. Проведение ознакомительных бесед с детьми. 2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления духовно-нравственных ценностей (приложение 1); 3. Организация творческих встреч 2 этап: практический Содержание воспитания. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту (приложение 2-4). Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музея, КСК «Серпантин», помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой, трудовой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапрадедушкой). Внимание дошкольников акцентируется не только на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, но и классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации). Педагоги, родители, знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, на Смоленщине - это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта, вышивка. Воспитатели знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут, внуки, правнуки. Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: Осенью - «Капустные вечерки», «Ярмарка», «Осенины-сестрицы» (приложение 7); зимой - «Новый год», «Рождество», «Катерина» (приложение 8) , «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Наши любимые», «Сороки» (приложение 5), «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица), «Зелёные святки» (приложение 6). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры. 3 этап: итоговый (аналитический) 1.Проведение мероприятия с родителями и детьми 2.Презентация результатов проекта Ресурсы.
- заведующий детским садом (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта); - воспитатели старшей группы и музыкальный руководитель (реализация проекта). Информационные ресурсы: - освещение на сайте ДОУ. Методические ресурсы: - конспекты мероприятий с детьми. Проект включает в себя 6 блоков, на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, музея, библиотеки, конно-спортивного клуба «Серпантин». 1. «Мир вокруг нас»: · раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; · формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии · чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме, · этические беседы, · совместные экскурсии, · часы общения, · выставки, · семейные чтения, · семейные посиделки Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
2. «Дерево добра» «... дерево доброе приносит и плоды добрые...». Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17 Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость"; «Мать и дитя»; "Послушание и непослушание"; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Родина»; "Милосердие, сочувствие"; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство». 3. «Берегите люди друг друга»: · формирование ценностного отношения к семье, её традициям; · воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; · расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; · повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям; · организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; · беседы; · семейные праздники, посиделки; · дни именин и дни рождения, экскурсии; · походы, совместные выставки; · творческие встречи, конференции; · индивидуальные консультации; · дни открытых дверей; · лекторий и практикум для родителей.
Тематика занятий: «Семья, дом»; «Семейное дерево»; «Жить – богу служить»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «День рождения». 4. «Здоровый образ жизни»: · формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; · профилактика вредных привычек; · на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней; · спортивные соревнования, праздники; · беседы-практикумы; · встречи. Занятия данного блока открывают детям путь к духовно-нравственному здоровью; обращают внимание детей на полезность и бесполезность продуктов; дают понятие здоровой пищи; учат понимать необходимость бережного отношения к своему здоровью, к природным богатствам; учат сохранять здоровье, отказавшись от вредных привычек. Тематика занятий блока: «Витамины», «Здоровая пища»; «Вредные привычки»; «Не навреди»; «Береги здоровье», «Конетерапия». 5. «Православная культура»: · формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; · воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; · формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества; · беседы; · экскурсии; · праздники; · встречи с интересными людьми; · выставки; · конкурсы. Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
6. «Край, в котором ты живешь»: · воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; · знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; · развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям · поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. Занятия данного блока знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Стратегия достижения поставленных целей и задач. Успешное решение задач проекта зависит от содержания речевого, музыкального репертуара, методов и приемов обучения, форм организации совместной деятельности. Все разделы проекта объединяет игровой метод, который облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. А результатом явится эмоциональная отзывчивость, знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества и прекрасное настроение детей. Для реализации проекта использовали следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время: • чтения воспитателем рассказов; • наблюдений; экскурсий; • показа сказок (педагогом, детьми); • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; • проведения дидактических игр; целевых прогулок; • моделирования сказок. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: • чтения литературных произведений воспитателем; • чтения стихотворений детьми, воспитателем; • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; • ответов на вопросы воспитателя и детей; • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); • сообщения дополнительного материала воспитателем; • загадывания загадок; • рассматривания наглядного материала; • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбора житейских ситуаций; • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; • чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо: • организовывать продуктивную деятельность; • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, выпечку и др.); • оформить коллекцию семян для занятия; • сшить и смастерить из бумаги кукол, героев к сказкам; • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; • провести экскурсии различной направленности; • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. Взаимодействие с семьей:
Планируемые результаты. • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему. • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. • Субъективное психо-эмоциональное благополучие. • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. • Деятельное отношение к труду. • Ответственность за свои дела и поступки. Родители станут активно: · сотрудничать в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням; · воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; · подавать пример в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; · понимать, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности. Риски:Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. Возможные пути решения: Провести с родителями открытый диалог на тему: «Духовно-нравственные ценности моей семьи». Провести занятие по рисованию с детьми на тему: «Добро и зло» (приложение), результат в виде презентации рисунков с высказываниями детей представить родителям. Диагностика: (приложение 13)Изучение особенностей воспитанников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной. Направления диагностики: Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольника: · общие сведения; · способности; · темперамент; · самооценка; · уровень воспитанности. Изучение межличностных отношений: · социально-психологический климат в группе · общие сведения. Формы диагностики: · анкетирование; · наблюдение; · беседы. Критерии успешности нравственного образования. · Результаты диагностических исследований нравственного роста личности дошкольников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям. · Рейтинговая оценка работы детского сада ее воспитанниками и их родителями - положительная динамика по годам.
Итог проекта. Результаты работы в рамках проекта. При планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысилась эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысилась компетентность педагогов, родителей, расширилось воспитательное пространство, и обеспечился активный выход на социум. Результатами проведенной работы стала активизация процесса духовно — нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников. Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. В данный момент работа над проектом продолжается, мы апробируем новые формы привлечения родителей и детей к совместным семейным чтениям, так как считаем, что проводимая нами работа позволяет не только приобщить ребенка к миру духовно-нравственных ценностей, а также дают ему возможность почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро и красоту нашего мира. В дальнейшем планируем в работе с детьми и родителями продолжать изучать и проводить русские народные обряды и праздники, знакомить со святыми и храмами Смоленщины. Педагогический проект может быть использован как целиком, так и отдельными блоками. Он также может быть использован учителями начальных классов общеобразовательных школ. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997; 2. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Аркатова Н.А., Селиверстова Д.Ф. « Учебно-методические материалы к программе «Радуга» для музыкальных работников детских садов» ч.1, 2. Изд. Смоленск, 1997. 4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г. 5. Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. 6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004; 7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/; 8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение, 1979; 9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 10. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. 11. Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. 12. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988; 13. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г. 14. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999; 15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 16. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
Приложение 1 Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей и педагогов 1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________ 2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________ 3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________ 4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________ 5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните). а) да, это традиция нашей семьи
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________ 7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________ 8. Какие цели должны быть реализованы в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть): а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками б) Знание народных обычаев и примет в) Приобретение практического духовного опыта г) Формирование нравственных чувств 9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________ 10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________ 11. Что вы предпримете, если ребенок совершит: — плохой поступок? _______________________ — хороший поступок? _______________________________________________ 12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________ 13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________ 14. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________ 15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество! Приложение 2 Занятие в старшей группе на тему: «Жить – Богу служить» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: Познавательные: 1. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа. 2.Познакомить с основамидуховности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 3. Познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян. 4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. 5. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа. 2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Развивающие: 1. Развивать интеллектуальные способности детей; 2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; закрепление умений подбирать синонимы антонимы, обогащение речи детей пословицами, 3. Развивать мышление; воображение; 4. Развивать эмоционально-волевую сферу: культуру, духовный отклик Оборудование: 3 куклы в русских костюмах (мужчина, мальчик и девочка), иллюстрации к пословицам, рисунки и фотографии предметов храма Предварительная работа: экскурсия в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»; знакомство с иконами; рассматривание иллюстраций, беседы, знакомство с русским костюмом (ИЗО), чтение русских народных сказок, пословиц и поговорок. Предварительная работа с родителями: совместное рисование родителей и детей иллюстраций к пословицам Ход занятия 1.Организационный момент. Сюрпризный момент. - К нам сегодня в гости пришли старик Николай со своими внуками Иваном да Машей. Они расскажут о том, как отдыхали, куда ходили, во что верили. 2. Основная часть. 2.1. Сообщение цели занятия. Воспитатель называет ряд слов: мать, отец, сын, дочь. - Назовите все слова одним словом (семья) - Правильно. Мы с вами продолжим говорить о семье 2.2. Изучение нового материала. Рассказ старика Николая. - А сегодня расскажу я вам, ребята, о том, как отдыхали в старину на Смоленщине. По воскресеньям всей семьей в самой красивой одежде ходили в церковь на службу. Церкви на Смоленщине были во всех городах, деревнях. Они были внутри богато убраны иконами. Люди ставили свечи, читали молитвы, просили помощи или прощения у Бога. Церковь – это дом, в котором живет Бог. Он все видит и все знает. Поэтому каждый и старый и малый, старались жить правильно, совершать 23 ноября 2016 в 10:05
Прикреплённые файлы:Документ: Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными" Описание файла:Файл называется: proekt-rastite-dobrymi-chelovechnymi_89pgr.ppt Это официальный файл организации «Иванова Наталья Валерьевна», в нём содержится Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными". Размер файла: 18,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.