Иванова Наталья Валерьевна

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 14911.maam.ru является пользователь МААМ Наталья Иванова (УИ №53705, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Ярцева Смоленской области

«БУДЬТЕ ДОБРЫМИ, ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5 – 6 лет

Автор проекта:

Иванова Наталья Валерьевна, воспитатель, высшая категория

 

Ярцево - 2015

1.Пояснительная записка 


 «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет  такой: бессильны  родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. 

 Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. 
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. 

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.

Актуальность проекта.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима  для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности – любовь к родителям, ближним и Родине. Религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность. Призывает к умению прощать, терпеть, уступать.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Забыты и давно не употребляются в разговорной  речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.

Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям  возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Условия возникновения и становления проекта.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

Этот проект  даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.  В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.

Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.

Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество, Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем  в своей речи, как пословицы, так и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей – обычаи русского народа, нравы.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, радость, приносящая бесценные плоды.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности, сотрудничество с конно-спортивной школой «Серпантин» (конетерапия), возможность использования работы в практике других регионов. 

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей. Мы рассчитываем, что все противоречия должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.

 Теоретическая интерпретация.

Теоретическими основаниями проекта являются следующие положения:

1. Теория развития способностей в детском возрасте, разработанная Л.Я. Венгером. Творческие способности проявляются в апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и  детьми, процессе освоения новых способов действия, но самое главное в формировании замыслов и их реализации.

2.Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего игра, изобразительная, литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности.

Нормативно-правовые документы:

ФГОС ДО

Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N273-ФЗ)

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).

Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО  представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО раскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.

Проект групповой, годовой, информационно - познавательно -  музыкально - ориентированный
Целевая группа: дети

Участники проекта: дети старшего возраста МБДОУ детского сада №7 и родители

Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна

Специалисты: музыкальный руководитель Жукова Елена Юрьевна

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель:

- анкетирование родителей, беседы с детьми, экскурсии, игры, участие в духовно- нравственных мероприятиях

- фронтальные, подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа.

 Роль родителей в реализации проекта:

- Беседы со своим ребенком по основамдуховности  народа и традиций,   уклада жизни, а также об особенностях  подготовки и проведения праздничных дней. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.

- участие родителей в православных праздниках;

- участие в тематических выставках.

Цель проекта:  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям православной культуры; возрождение лучших отечественных традиций семейного  воспитания; знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

Задачи:

Развивающие: 

- развивать интерес к изучению истории своей страны, своего края, нравственно-патриотические чувства; 

-  развивать эмоционально-волевую  сферу: культуру, духовный  отклик;

- развивать исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, музыкальные способности;

- развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Образовательные: 

- дать представления о святых, о том, как народ чтит их: в честь них воздвигают храмы, пишут иконы; 

- уточнить и расширить представления детей о семейных ценностях, на основе ознакомления с песнями, потешками, закличками, прибаутками времен их предков; 

- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.

- формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;

- способствовать повышению значения семейных ценностей;

-  формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа;

- познакомить с основамидуховности  народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;

-  познакомить с простейшими православными понятиями, связанными с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности  в жизни культуре россиян;

-  формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь;

- Расширение представлений о родном городе,  достопримечательностях.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне, к родному краю: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа;

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

- учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;

- воспитание  чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к верующим людям; 

-  организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников духовных и нравственных чувств. 

- повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области:

- Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).

- Речевое развитие (приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса,  развитие всех компонентов устной речи детей).

- Социально-коммуникативное (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения со сверстниками и  взрослыми)

- Физическое развитие (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности).

- Художественно-эстетическое развитие (приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться).

Основные принципы проекта.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания: отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). 

Принцип природосообразности: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. 

 Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Принцип культуросообразности: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов. 
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

  Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает:  воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям);  бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам; национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

  Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- сотрудничество семьи и ДОУ;

- обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Формы приобщения детей к культурному наследию: 

· предпраздничные посиделки;

· посещение краеведческого музея;

· детская благотворительность (ярмарки);

· тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

· организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

· познавательные беседы;

· творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

· экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

· посещение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» с родителями.

Формы работы с родителями:

· родительские собрания на духовно-нравственные темы; 

· «Домашние посиделки» для родителей;

· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

· вечера вопросов и ответов; 

· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, ИКТ);

· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; 

· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 

· экскурсии;

· посещение на дому;

· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; 

· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

 2.Содержание проекта

1 этап: организационный (подготовительный) 

1. Проведение ознакомительных бесед с  детьми.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления духовно-нравственных ценностей (приложение 1);

3. Организация творческих встреч

2 этап:  практический 

Содержание воспитания.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту (приложение 2-4). Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музея, КСК «Серпантин», помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой, трудовой  деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну.

На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапрадедушкой). Внимание дошкольников акцентируется не только на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, но и классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Педагоги, родители, знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением.

Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, на Смоленщине - это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта, вышивка.

Воспитатели знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут, внуки, правнуки.

Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников:

 Осенью - «Капустные вечерки», «Ярмарка», «Осенины-сестрицы» (приложение 7);

зимой - «Новый год», «Рождество», «Катерина» (приложение 8) , «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»;

весной - «Наши любимые», «Сороки» (приложение 5), «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»,

летом - «Именины березки» (Троица), «Зелёные святки» (приложение 6).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии,  взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

3 этап: итоговый (аналитический)

1.Проведение мероприятия с родителями и детьми

2.Презентация результатов проекта

Ресурсы. 
Кадровые ресурсы: 

- заведующий детским садом (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта);

- воспитатели старшей группы и музыкальный руководитель (реализация проекта). 

Информационные ресурсы: 

- освещение на сайте ДОУ.

Методические ресурсы: 

- конспекты мероприятий с детьми.

Проект включает в себя 6 блоков, на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, музея, библиотеки, конно-спортивного клуба «Серпантин».

1.  «Мир вокруг нас»:

· раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

· формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии 

· чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,

· этические беседы,

· совместные экскурсии,

· часы общения,

· выставки,

·  семейные чтения,

·  семейные посиделки

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка. 
Тематика занятий блока: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - весна»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земноводные», «Лошади».

2. «Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...». Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17 

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий:  "Добро и зло: справедливость";  «Мать и дитя»;  "Послушание и непослушание";  "О дружбе и друзьях" верность»;  «Кто мой ближний?»;  "Жадность и щедрость";  «Правда и ложь»;  «Родина»;  "Милосердие, сочувствие";  «Трудолюбие»;  «Чистое сердце»;  "Память";  "Прощение";  «Скромность»;  «О дружбе мальчиков и девочек»;  «Храбрость и трусость»;  «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

3. «Берегите люди друг друга»:

· формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

· воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

· расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

· повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

· организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и  культуры поведения обучающихся;

· беседы;

· семейные праздники,  посиделки;

· дни именин и дни рождения, экскурсии;

· походы, совместные выставки;

· творческие встречи, конференции;

· индивидуальные консультации;

· дни открытых дверей;

· лекторий и практикум для родителей.


На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. 
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Тематика занятий:  «Семья, дом»; «Семейное дерево»;  «Жить – богу служить»; «Как мы ходим в гости?»;  «Имя»;  «День рождения».

4.  «Здоровый образ жизни»:

· формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

· профилактика вредных привычек;

· на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла  воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней;

· спортивные соревнования, праздники;

·  беседы-практикумы;

· встречи.

Занятия данного блока открывают детям путь к духовно-нравственному здоровью; обращают внимание детей на полезность и бесполезность продуктов; дают понятие здоровой пищи; учат понимать необходимость бережного отношения к своему здоровью, к природным богатствам; учат сохранять здоровье, отказавшись от вредных привычек.

Тематика занятий блока: «Витамины», «Здоровая пища»; «Вредные привычки»; «Не навреди»; «Береги здоровье», «Конетерапия».

5.  «Православная культура»:

· формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

· воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

· формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества;

· беседы;

· экскурсии;

· праздники;

· встречи с интересными людьми;

·  выставки;

· конкурсы.

Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл. 
Основные задачи блока: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам. 
Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Катеринин день»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Троицын День»; « День Петра и Февронии» (День семьи); « Масленица»; «Зеленые святки»; «Капустные вечерки»; «Осенины»; «Православные праздники».

6.  «Край,  в котором ты живешь»:

· воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

· знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

· развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям

· поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

Занятия данного блока знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. 
Тематика занятий блока: «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село»; «Храмы и соборы города, в котором мы живем»; «Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - святыня города Ярцево».

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Успешное решение задач проекта зависит от содержания речевого, музыкального репертуара, методов и приемов обучения, форм организации совместной деятельности. Все разделы проекта объединяет игровой метод, который облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон.

А результатом явится эмоциональная отзывчивость, знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества и прекрасное настроение детей.

Для реализации проекта использовали следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

• чтения воспитателем рассказов;

• наблюдений; экскурсий;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; 

• проведения дидактических игр; целевых прогулок;

• моделирования сказок. 

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем; 

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы воспитателя и детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, выпечку и др.); 

• оформить коллекцию семян для занятия; 

• сшить и смастерить из бумаги кукол, героев к сказкам;

• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• провести экскурсии различной направленности;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; 

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Взаимодействие с семьей: 

Формы сотрудничества

Интерактивная

Просветительская

Традиционная

Практикумы

Анкетирование

Привлечение к театрализованной деятельности (роли)

Участие в выставках, фото, творческих конкурсах

Привлечение к изготовлению костюмов

 

Консультирование

Устные сообщения

Статьи в родительском уголке

Тематические встречи

Детская фонотека

 

Родительские собрания

Тематические праздники

Концерты

Участие в спортивных соревнованиях

 

Планируемые результаты.

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективное психо-эмоциональное благополучие. 

• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду. 

• Ответственность за свои дела и поступки.

Родители станут активно:

· сотрудничать  в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию  чувства благоговения к святыням;

· воспитывать  любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

· подавать  пример  в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

· понимать, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Риски:

Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

Возможные пути решения:

Провести с родителями открытый диалог на тему: «Духовно-нравственные ценности моей семьи».

Провести занятие по рисованию с детьми на тему: «Добро и зло» (приложение), результат в виде презентации рисунков с высказываниями детей представить родителям.

Диагностика: (приложение 13)

Изучение особенностей воспитанников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной. Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольника:

· общие сведения;

· способности;

· темперамент;

· самооценка;

· уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

· социально-психологический климат в группе

· общие сведения.

 Формы диагностики:

· анкетирование;

· наблюдение;

· беседы.

Критерии успешности нравственного образования.

· Результаты диагностических исследований нравственного роста личности дошкольников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

· Рейтинговая оценка работы детского сада ее воспитанниками и их родителями - положительная динамика по годам.

 

Итог проекта. Результаты работы в рамках проекта.

При планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысилась эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  дошкольников, повысилась компетентность педагогов, родителей, расширилось воспитательное пространство, и обеспечился активный выход на социум.

 Результатами проведенной работы стала  активизация процесса духовно — нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

Повысился  духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов  в вопросах  православного воспитания  дошкольников.

Возрос  уровень знаний,  относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных  образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств). Повысился интерес родителей к  духовной  жизни. Родители стали активнее включаться  в  деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное  развитие  детей. Дети  стараются  быть отзывчивыми, применяют свои  знания  о нравственных нормах в жизни, доносят  их до родителей.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В данный момент работа над проектом продолжается, мы  апробируем новые формы привлечения родителей и детей к совместным семейным чтениям, так как считаем, что проводимая нами работа позволяет не только приобщить ребенка к миру духовно-нравственных ценностей, а также дают ему возможность почувствовать себя нужным маме и папе,  поверить в справедливость, в добро и  красоту нашего мира.

 В дальнейшем планируем  в работе с детьми и родителями  продолжать изучать и проводить русские народные обряды и праздники, знакомить со святыми и храмами Смоленщины.

Педагогический проект  может быть использован как целиком, так и отдельными блоками. Он также может быть использован учителями начальных классов общеобразовательных школ. 

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


 Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Аркатова Н.А., Селиверстова Д.Ф. « Учебно-методические материалы к программе «Радуга» для музыкальных работников детских садов» ч.1, 2. Изд. Смоленск, 1997.

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.

5. Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008.

6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение, 1979;

9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

10.  Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.

11.  Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

12.  Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

13.  Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г.

14.  Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

15.  Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

16.  Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

 

Приложение 1

Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей и педагогов

1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________

2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________

3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________

4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________

5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ

6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________

7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________

8. Какие цели должны быть реализованы в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):

а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками

б) Знание народных обычаев и примет

в) Приобретение практического духовного опыта

г) Формирование нравственных чувств

9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________

10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________

11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:

— плохой поступок? _______________________

— хороший поступок? _______________________________________________

12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________

13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________

14. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________

15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Занятие  в старшей группе на тему: «Жить – Богу служить»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 Задачи:

Познавательные: 

1. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа.

2.Познакомить с основамидуховности  народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

3. Познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности  в жизни культуре россиян.

4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

5. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Развивающие:

1. Развивать  интеллектуальные способности детей;

2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; закрепление умений подбирать синонимы антонимы, обогащение речи детей пословицами,

3. Развивать  мышление; воображение;

4. Развивать эмоционально-волевую  сферу: культуру, духовный  отклик

Оборудование: 3 куклы в русских костюмах (мужчина, мальчик и девочка), иллюстрации к пословицам, рисунки и фотографии предметов храма

 Предварительная работа: экскурсия в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»; знакомство с иконами; рассматривание иллюстраций, беседы, знакомство с русским костюмом (ИЗО), чтение русских народных сказок, пословиц и поговорок.

Предварительная работа с родителями: совместное рисование родителей и детей иллюстраций  к пословицам

 Ход занятия

 1.Организационный момент.

Сюрпризный момент.

- К нам сегодня в гости пришли старик Николай со своими внуками Иваном да Машей. Они расскажут о том, как отдыхали, куда ходили, во что верили.

2. Основная часть.

2.1. Сообщение цели занятия.

Воспитатель называет ряд слов: мать, отец, сын, дочь.

- Назовите все слова одним словом (семья)

- Правильно. Мы с вами продолжим говорить о семье

 2.2. Изучение нового материала.

Рассказ старика Николая.

- А сегодня расскажу я вам, ребята, о том, как отдыхали в старину на Смоленщине. По воскресеньям всей семьей в самой красивой одежде ходили в церковь на службу. Церкви на Смоленщине были во всех городах, деревнях. Они были внутри богато убраны иконами. Люди ставили свечи, читали молитвы, просили помощи или прощения у Бога.

 Церковь – это дом, в котором живет Бог. Он все видит и все знает. Поэтому каждый и старый и малый,  старались жить правильно, совершать

23 ноября 2016 в 10:05

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными"

Описание файла:

Файл называется: proekt-rastite-dobrymi-chelovechnymi_89pgr.ppt

Это официальный файл организации «Иванова Наталья Валерьевна», в нём содержится Проект по духовно-нравственному воспитанию "Растите добрыми, человечными".

Размер файла: 18,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.